Первыми были разработаны и запущены в серийное производство безмасляные разновидности винтовых компрессоров. Такая техника предназначена для сухого сжатия воздушных масс.
Раньше она укомплектовывалась винтами, имеющими симметричный профиль. Высокоскоростные безмасляные агрегаты начали выпускать в шестидесятых годах 20-го столетия.
Они оборудовались асимметричными винтами.
Применение новых винтовых деталей существенно повысило коэффициент полезного действия, так как внутренние утечки удалось свести к минимуму. Как правило, для синхронизации вращения роторов в моделях винтовых компрессоров, сжимающих воздух «на сухую», используется зубчатая передача внешнего типа.
Из-за того, что с перегородками камеры и между собой роторы совершенно не соприкасаются, необходимости в подаче смазки нет.
Поэтому и генерируемый сжатый воздух не имеет никаких посторонних примесей. Современные технологии производства пневматических камер и роторов дают возможность значительно сократить потери воздуха на утечку. Виды безмасляных компрессоров винтового типа конструкции выпускаются и в многоступенчатой конфигурации.
Винтовые пневмоустановки, укомплектованные нагнетателями жидкости, нашли широкое применение в сфере промышленности и производства. В пневмокамеру жидкость поступает для дополнительного смазывания и охлаждения камеры, а также для снижения объема обратной утечки воздуха, частично выходящего через клапан-воздухозаборник.
Это в разы повышает параметры производительности и показатели мощности компрессоров, увеличивая при этом и такую важную техническую характеристику, как время работы в беспрерывном режиме.
Кроме обычной воды в качестве смазочно-охлаждающего вещества может применяться и техническое масло. В масляных моделях давление повышается до значительного уровня, так что для выхода на показатель рабочего давления в пределах до тринадцати бар вполне хватает одной ступени сжатия.