Поршни безмасляных компрессоров оснащаются специальными кольцами, изготовленные из графита или политетрафторэтилена.
Существует и другой вариант безмасляной поршневой группы - когда в корпусах цилиндров и самих поршнях вытачиваются пазы – такие же, как и в лабиринтных установках для сжатия воздуха.
Габаритное безмасляное оборудование в обязательном порядке комплектуется уплотнителями поршневых штоков. Помимо этого в конструкциях таких компрессоров есть промежуточная вентилируемая камера (в народе ее называют «фонарь») и крейцкопф.
«Фонарь» необходим для того, чтобы предотвратить проникновение масла из картера коленвала в камеру сгорания.
Надежностью отличаются компрессоры с поршневыми узлами, укомплектованными коленвалами с подшипниками, смазка в обоймах которых вырабатывается очень долго – часто ее хватает до проведения планового капремонта техники.
Поршневые компрессоры имеют сравнительно невысокий КПД, зато стоят недорого и отличаются хорошей ремонтопригодностью.
Роторно-пластинчатые компрессоры
Эта разновидность компрессорной техники работает по одному и тому же принципу с промышленными пневмоустановками. Пластины для роторных моделей производятся из особопрочных металлических сплавов. Для смазывания используются масла соответствующих марок. Ротор и пластины, установленные внутри статора, рассчитаны исключительно на радиальное вращение. При вращении роторного вала на предельно высокой скорости возникает центробежная сила, которая обеспечивает прижимание пластин к поверхности статора. Забор воздуха внутрь камеры осуществляется в момент, когда увеличивается расстояние между вращающимся ротором и стенками статора. Выброс подготовленного воздуха совершается по ходу рабочего цикла в тот момент времени, когда к клапану выпуска подходят пластины.